Солнечным октябрьским днем 1857 года киевляне встречали царя Александра II, впервые посетившего «мать городов русских» после своей коронации. Декабрист Сергей Трубецкой, живший тогда в Киеве, записал в дневнике: «Государь император Александр Николаевич с императрицей Марией Александровной въехал в Киев по дороге из Житомира в 5 часов пополудни. Купечество поднесло их величествам хлеб-соль, у самого въезда были построены триумфальные ворота. Стечение народа пешего и в экипажах было огромное».
Стало быть, триумфатором в данном случае оказался сам царь. Хотя, честно говоря, для государя, насмотревшегося на грандиозные парадные ворота в Петербурге и Москве, киевское сооружение не представляло ничего особенного. Деревянная конструкция скромного размера, декорированная под готику, была похожа, скорее, на элемент временного праздничного оформления.
Провинциальный Киев, однако, убедился, что нет ничего более постоянного, чем временное. Деревянная арка простояла еще не год и не два, обозначая городскую черту (уже потом загородное село Шулявку целиком присоединили к Киеву). Правда, киевские негоцианты все же вознамерились заменить импровизированные ворота чем-то более капитальным. Средства для этого купеческое сообщество решило… накопить. Каждый здешний купец пообещал в течение 15 лет, с 1859-го по 1874-й, ежегодно выплачивать в фонд постоянных Триумфальных ворот несколько рублей, в зависимости от гильдии (такой же сбор за 1858 год пошел на ремонт существующих деревянных ворот).
Мало-помалу накопленная сумма росла, и можно было уже заняться практическим воплощением замысла. В 1869 году известный русский зодчий Виктор Гартман составил проект новых городских ворот для Киева. Его творческая фантазия, одухотворенная древними сказаниями о нашем городе, породила нечто сказочно-былинное.
К живописной арке, увенчанной двуглавым орлом и городским гербом (изображением архангела Михаила), примыкала звонница – дабы встречать почетных гостей колокольной музыкой. Позже, увидев этот проект на экспозиции работ Гартмана, великий композитор Александр Бородин отозвался на них фортепианной пьесой «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».
Но эффектному замыслу не суждено было осуществиться. «Царь-освободитель», в том же 1869-м вновь наведавшийся к нам, поскромничал и предложил устроить на собранные средства не помпезное украшение, а что-нибудь более полезное (к слову, не мешало бы современным руководителям города и страны проявлять такое же благоразумие!). Верноподданное купечество решило продолжать делать отчисления и после 1874 года – с тем, чтобы обращать накопленные суммы сначала в пользу ремесленной школы, а потом на создание коммерческого училища…
К старым же деревянным «Триумфальным воротам» интерес окончательно пропал. Они постепенно ветшали, в конце концов их попросту снесли, и уже в 1880-х годах о них писали как о несуществующих. Но перекресток Брест-Литовского и Кадетского шоссе (последнее теперь разделено на улицу Черновола и Воздухофлотский проспект) еще долго именовался «Триумфальными воротами». И лишь в течение последних 50 лет Воздухофлотский путепровод носит современное название. Здесь нет ни орлов, ни архангелов, но до сих пор уцелели серпы, молоты и звезды в оформлении Воздухофлотского моста – своеобразных «Триумфальных ворот» советской поры.
Объект: Триумфальная арка
Год постройки: 1757
Архитектурный стиль: ампир
Расположение: на пересечении Брест-Литовского (ныне — проспекта Победы) и Кадетского шоссе (ныне — Воздухофлотского проспекта)
Современное использование: снесена